Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа села Злобино» (МБОУ «НОШ с.Злобино)»
|
Тематический урок- путешествие «Свет в нашей жизни» МБОУ НОШ с. ЗлобиноМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа села Злобино Становлянского муниципального района Липецкой области
Тематический урок- путешествие в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН)
«Свет в нашей жизни». 1 - 4 классы
с. Злобино 2015год Цели: 1. Создание условий для формирования у школьников потребностей разумной экономии и бережливости, рационального использования энергетических ресурсов 2. Изучение элементарных правил энергосбережения и их практического применения 3. Формирование социально-активной позиции в отношении нерационального потребления энергетических ресурсов Задачи: 1. Выявление представления детей об электричестве, тепле, воде, различных видах энергии 2. Повышение информированности по проблеме ограниченности природных ресурсов 3. Знакомство детей с понятиями «энергосбережение», «экономить», «энергетические ресурсы» и др. 4. Развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы 5. Выработка стратегии поведения в природе и в обществе 6. Стимулирование интереса детей к творческой и исследовательской деятельности
Ход урока 1.Сообщение темы и задач урока. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок – сегодня мы совершим с вами путешествие по необычной волшебной стране. Она нуждается в нашей защите. И от нас с вами зависит, как ей дальше быть. Как она называется? Вы узнаете, собрав её название из слогов (Э-НЕР-ГО-СБЕ-РЕ-ЖЕ-НИ-Е) Страна Энергосбережение - А нашим экскурсоводом станет житель этой страны - электромобиль Электроша. - Это не совсем обычный автомобиль. Кто мне из вас может сказать почему? (Дети предлагают варианты) - Да, все правильно. Электромобилю Электроше, чтобы ехать, не нужно заправляться бензином, он работает от электричества. Поэтому у него нет выхлопных газов, он практически бесшумен. И он, как никто другой, знает все о своей стране. Электроша нас провезет по городам этой замечательной страны, расскажет о каждом из них . В каждом городе мы будем получать специальные задания, которые будем вклеивать в «Паспорт бережливых ребят» - Ну что, поехали? 2. Работа по теме урока. А)Правила пользования водными ресурсами. Загадка о воде Прозрачная, питьевая Ключевая и речная Ни запаха, ни цвета, Что за жидкость это? (вода) В какой город нас привез «Электроша»? Прочитайте, как он называется.- Правит этим городом царица Вода, в этом городе очень много воды. - А вы, ребята, что знаете о воде, для чего она нужна? (Человек пьет, для животных и прочее) - Может ли пить человек пить любую воду? (Нет) - А какую воду можно пить? (Из крана, бутилированную, из колодца, из родника – из подземных озер) - А в реке какая вода? (Пресная, не соленая) - Где больше воды: в реках или в океанах? (В океанах) - Почему мы не берем воду в дом из океана? (Она соленая, не пригодная для питья) - Пресной воды много или мало? ( Мало) - Можно ли пить воду из рек, открытых водоёмов? (Нет, можно заболеть) - Из крана течет чистая или грязная вода? (Чистая) - А как она оказывается в кране чистой? (По трубам с водоочистных станций, она проходит долгий и дорогой путь очистки из рек, из озер, из-под земли) - Вот посмотрите на картинку, как вода попадает к нам в краны. - Вода попадает в реки во время осадков (снега и дождя). На водоемах установлены насосы – они качают воду из рек, озер и других источников. Воду пропускают через фильтры, которые не пропускают крупные частицы мусора, грязи. Затем вода попадает в огромные резервуары, где она отстаивается и проходит через 2-хслойную очистку – песок и гравий, где застревают уже мелкие пылинки и соринки. Воду хлорируют, чтобы убить вредные микробы и бактерии. И затем вода закачивается насосами через водонапорные башни в трубы наших домов. - Вот видите, какие коммуникации пришлось построить людям, чтобы вода попала к нам в дом чистой и вкусной. На это тратится огромные денежные средства, ваши родители тоже участвуют в этом - оплачивают квартплату. - У кого дома есть счетчик на воду? Поднимите руку? - Видели, как он крутится: если включить сильный напор – быстрее, маленький – медленно. Чем больше вы потратите воды, тем больше родители заплатят за нее. - А после того как мы ее использовали, в природу какой вода возвращается? (Грязной, это сточные воды) -А кому будет плохо, если вода будет грязная? (Людям – не смогут купаться, рыбам – погибнут, исчезнут; птицам – нет корма и др.) - А если бы произошла беда и на Земле исчезла вода? (Рассуждения детей) - Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды было больше? (Предложения детей) - Да все верно. Каждая группа выберет из предложенных советов те, которые мы назовём « Правила сбережения воды дома, в школе» и наклеит в «Паспорт бережливого школьника»под гербом города Водосити Напрасно воду не лить. Плотно закрывать краны; Если обнаружим, что где–то протекает вода, то говорим об этом взрослым; Закрывать воду, когда чистим зубы; Пользуемся стаканом, чтобы споласкивать рот. - Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы и денежные средства вашей семьи, школы, страны! - Отлично, ребята, теперь вы много знаете о воде и о правилах ее сбережения, и мы можем отправляться дальше! Б) Правила пользования теплоресурсами. Загадки о теплоносителях. Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все... (Солнце) Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (Огонь) Я — особенная печь. Дров во мне не надо жечь, Но зимой квартиру грею, Называюсь... (Батарея) Попало наше тесто в горячее место.
румяной булкой стало. (Печь) - Что общего у этих предметов?(Они дают тепло) - В какой же город нас сейчас привез наш друг электромобиль Электроша, ребята! (ТЕПЛОсити) - Как вы думаете почему так называется этот город? (Ответы ребят) - Правильно! Здесь всегда тепло, светит яркое солнце, а на деревьях растут кокосы и бананы! - Дети, а какое время года в наших краях самое теплое? Почему? (Ответы детей) - А самое холодное? Почему? (Рассуждения детей) - Правильно, потому что солнце является источником не только света, но и тепла. - А кто знает почему зимой в домах, школах, на заводах тепло? (Батареи, нагревательные приборы) - Действительно, они нагреваются и отдают свое тепло окружающему воздуху и предметам. - А почему от батарей идет тепло? Почему они горячие? (Потому что внутри них горячая вода) - Как она туда поступает? (Люди построили большие теплоэлектростанции, котельные, там нагревают воду и пускают ее по трубам, проложенным под землей) - А чтобы нагреть воду, что делают? (Варианты ответов детей) - Да, все так: сжигают газ, уголь, нефть и другие природные богатства, которые увы, ребята, могут быстро закончиться. Ведь их добывают глубоко из земли, в которой они образовались миллионы лет. Поэтому тепло, вырабатываемое с помощью природных богатств, нужно беречь. - Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? - К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе домой, в школу или в подъезд. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь если люди открывают окна, двери, тогда не спасет от холода и теплые батареи. - Вот мы узнали где живет тепло, почему оно так важно и что его надо беречь. - Выберем и наклеим в «Правила бережливого школьника» правила сбережения тепла под гербом города Теплосити. - Утепляйте окна и входные двери! - Установите на батареи теплоотражающие экраны! - Не задвигайте батареи мебелью и не занавешивайте их шторами! - Посадите деревья вокруг дома! 3.Физминутка «Маленькая страна» 4. Работа по теме урока. В) Правила электросбережения - И мы можем двигаться дальше, ведь солнце освещает нам путь! - Чтобы узнать в теперь какой город мы попадем, нужно разгадать кроссворд Разгадывание кроссворда по группам 1. К дальним селам, городам Что идет по проводам? Светлое величество, Это... (электричество). 2. Кто-то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук- Станет вдруг светло вокруг. (Солнце.) 3. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река.) 4. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.) 5. Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки. (Утюг.) 6. Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник.) 7. Устройство, которое служит для подачи потока воздуха. (Вентилятор.) - Какое слово у вас получилось в выделенном столбике? (Энергия.) Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. Человек научился использовать энергию рек, ветра, солнца, чтобы заставить работать механические устройства. Мы живем в благоустроенных квартирах, живем с комфортом, всю тяжелую работу в доме нам помогают выполнять разнообразные электрические приборы. - - И вот нас встречает следующий город ЭЛЕКТРОсити – это родной город нашего электромобиля Электроши! А кто из вас знает для чего нужно электричество? (Чтобы свет горел, электроприборы работали и др.) - Правильно! Вот и наш Электроша тоже работает от электричества – он заряжается на электрической заправке и ездит как обычный автомобиль, только он экологичный, потому что не загрязняет окружающую среду. - А давайте подумаем много ли в ваших домах электрических приборов? Загадки «Электроприборы в доме» Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. (Телевизор.) Полюбуйся, посмотри - Полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. (Холодильник.) Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел - там пыли нет, Пыль и сор - его обед. (Пылесос.) Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет - убедится. (Чайник.) Электрический ток необходим не только в наших квартирах, но и на заводах и фабриках, на животноводческих фермах и в поездах, на телевизионных станциях и в магазинах. Везде нужны электродвигатели, электроприборы или просто электрические лампочки. У каждого из вас дома, в школах, на заводах есть счетчики, которые показывают сколько тратится электроэнергии. И затем за потребленное количество электроэнергии ваши родители платят немаленькие денежки. Ведь электроэнергия, как вы уже знаете, тоже достается не легко, и в ее производстве задействовано много людей, оборудования, природных ресурсов. - А давайте вспомним у кого дома сколько лампочек, посчитайте сейчас в уме и назовите мне цифры. (Дети называют) - Вот видите, а ведь лампочка так же потребляет электроэнергию, и дома и в школе порой горит целый день, порой даже без нужды. Как вы думаете? Это правильно? (Нет) - А давайте на минутку представим, что вы главные энергетики. Как можно экономить электроэнергию дома и в школе? - Наклеим в «Паспорт бережливого школьника» полезные советы там, где стоит герб города Электросити. - Уходишь из дома — выключи свет. - Если сидишь за столом — выключи общую люстру и включи настольную лампу. - Выключай электроприборы, когда ими не пользуешься. Свет нужно использовать рационально. Не забывайте всегда выключать за собой свет там, где он не нужен. Ведь только представьте себе: за 10 часов бесполезного горения лампочка мощностью 100 Вт израсходует столько же электроэнергии, сколько необходимо, чтобы испечь 38 кг хлеба. А если учесть, что в день человек съедает примерно 200 г хлеба, то получается, что 38 кг хлеба ему хватило бы на полгода. Не допускайте, чтобы были включены ненужные лампочки или горел свет тогда, когда в помещении и так светло от солнечного света. - Здорово! Мы побывали в прекрасном городе Электросити и можем направляться дальше. - А почему Электроша грустный? Он не может дальше ехать, у него закончился заряд электричества. Давайте подзарядим Электрошу. Игра «Правильно- неправильно» У каждого из вас на столе лежит две карточки: на одной изображены две лампочки, одна горящая, другая – выключенная. Я буду читать фразы. Если вы считаете, что фраза правильная поднимайте зажженную лампочку, если нет –выключенную: -Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые энергосберегающие. Правильный поступок? (Да) -Мальчик Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате? Правильно? (Нет) -Папа сел смотреть телевизор и уснул? Оцените поступок. (Нет) -Когда на улице стало светло, учитель выключил в коридорах школы свет! (Да) -Мама, поработав за компьютером, оставила его включенным и пошла готовить ужин. Правильный поступок? (Нет) -Молодцы, вы справились со всеми вопросами на отлично, а Электроша заправился электричеством! И можем отправляться дальше. Г) Правила использования энергии природы. - Добро пожаловать в город Энергосити! Это очень молодой город. Хоть он и появился совсем недавно, но уже стал столицей страны Энергосбережение. И сейчас мы с Электрошей расскажем вам почему? - Сегодня мы уже не раз говорили, что нефть, газ, уголь – это природные энергетические ресурсы, запасы которых в мире ограниченны, и в ближайшем будущем они могут закончиться. Поэтому люди нашли замену этим ресурсам. Особенностью данных источников энергии является то, что постоянное их использование не приведет к их исчезновению, так как они постоянно восстанавливаются. К таким видам энергии относятся: энергия солнца, воды, ветра, земли, энергия приливов и отливов в морях и океанах, биоэнергия: - Так энергию солнца научились использовать, создав солнечные батареи – это плоские пластины, на которые падает солнечный свет и превращается в тепловую энергию. В тех местах, где солнце светит круглый год, все чаще люди стали устанавливать солнечные батареи на крыши своих домов, и все электроприборы в их домах работают от полученной от этих батарей электроэнергии. - Энергию ветра используют в местах, где постоянно дуют сильные ветра, например, на морских побережьях. Там устанавливают ветряные мельницы. Ветер, проходя сквозь лопасти мельницы, заставляет их вращаться – за счет чего вырабатывается электрическая энергия. - Энергия земли – это тепловая энергия горячей воды, поднимающейся на поверхность из глубин земли в местах сильной вулканической активности. - А на реках с сильным течением строят гидроэлектростанции, где под воздействием движения воды вращаются большие лопасти, вырабатывая при этом электричество. - Вот это самые волшебные источники энергии. В «Паспорте бережливого школьника» под гербом города Энергосити наклеим полезные советы: -Береги природные энергетические ресурсы!- Используй энергию солнца, воды, ветра, земли.
- Вот и подошло к концу путешествие в волшебную страну Энергосбережения. Проведем небольшой тест «Подбери пару»: (Каждый учащийся получает карточку со словами «пылесос», «электрочайник», «стиральная машина», «холодильник», «кондиционер», «окно» и с рекомендациями по экономии электроэнергии. Им необходимо так объединить карточки в пары, чтобы получился правильный ответ на вопрос «Как сберечь электроэнергию?») Пылесос. (Своевременно заменять пылесборник.) Электрочайник. (Вовремя удалять накипь.) Стиральная машина. (Не превышать норму максимальной загрузки.) Холодильник. (Своевременно размораживать, не ставить рядом с радиатором или плитой.) Кондиционер. (Включать только при закрытых окнах и дверях.) Окна. (Своевременно мыть, так как грязь уменьшает естественную освещенность.) 5. Итог урока. - Мы узнали много нового сегодня. Вы такие молодцы, помогли Электроше в трудных ситуациях, а самое главное - учились беречь тепло, воду и электричество. А, значит, мы теперь знаем, как помочь волшебной стране Энергосбережение выжить. Теперь у вас есть «Паспорт бережливого школьника», который всегда будет напоминать о правилах бережливости. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! 6.Рефлексия. Занятие подошло к концу! Если вам было интересно и познавательно путешествовать по волшебной стране, поднимите желтую ленточку, если нет- красную.
22 декабря 2015 в 14:26
Прикреплённые файлы:Документ: Тематический урок- путешествие «Свет в нашей жизни» МБОУ НОШ с. Злобино Описание файла:Файл называется: urok-puteshestvie-v-ramkah-mezhdunarodnogo-goda-sveta-i-svetovyh-tehnologii_e3hfp.doc Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа села Злобино» (МБОУ «НОШ с.Злобино)»», в нём содержится Тематический урок- путешествие «Свет в нашей жизни» МБОУ НОШ с. Злобино. Размер файла: 0,33 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.